«Книговстречи “Сказки-малютки на 2-3 минутки”» (программа по приобщению детей дошкольного возраста к книге и чтению)
Мозырская центральная районная библиотека им. А.С. Пушкина
Разработчик и руководитель программы:
Негреева Л. А., библиотекарь 2 категории отдела обслуживания и информации
Введение:
За последние десятилетия во всём мире снизился интерес детей к чтению книг художественной литературы. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Причиной отсутствия интереса к книге у детей является пример родителей. Психологи доказали, что родители являются образцом подражания для детей, и если они не читают, то нельзя требовать этого от детей.
Ещё одной причиной можно назвать приоритет выбора произведений для детей родителями. Набор книг в домашней библиотеке для чтения детям недостаточно разнообразен, случаен, ограничен книгами для малышей. Они зачастую думают, что книжки нужны лишь для того, чтобы развивать и учить ребенка, поэтому покупают различные энциклопедии, развивающие журналы и рабочие тетради, нередко забывая о важности сказок и художественных произведений.
Поэтому именно библиотеки вместе с родителями и учреждениями образования должны прививать детям любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Программа по приобщению детей к книге «Книговстречи “Сказки-малютки на 2-3 минутки”» способствует развитию интереса у дошкольников к чтению художественной литературы.
Повышение активности популяризации книги означает для библиотек внедрение интересных, нетрадиционных форм массовой работы. Они должны привлечь детей своей оригинальностью и новизной.
Цель программы:
Формирование интереса и потребности у детей дошкольного возраста в чтении художественной литературы и расширение их читательского кругозора.
Задачи программы:
✓ воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
✓ развивать культуру речевого общения, память, мышление;
✓ прививать любовь к книге и умение правильно обращаться с книгой;
✓ развивать умение инсценировать и пересказывать художественное произведение.
Методы реализации программы:
Работа по программе ведётся систематически в течение календарного года в соответствии с годовым планом работы отдела обслуживания и информации. Это использование различных форм наглядной, информационной и массовой работы: оформление книжных выставок для малышей, литературных красочных памяток, рекомендательных списков для родителей и воспитателей, организация циклов бесед о книгах, театрализация и инсценировка сказок, пересказ художественных произведений и т. д.
Форма занятия — групповая. Длительность в зависимости от возраста. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет — не более 15 мин., для детей от 4 до 5 лет — не более 20 мин., для детей от 5 до 6 лет — не более 25 мин.
Ожидаемый результат: в процессе реализации программы ребёнок должен научиться:
✓ слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи), запоминать считалки, скороговорки, загадки;
✓ эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;
✓ пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге;
✓ отвечать на вопросы по содержанию, анализировать явления, события, поступки литературных героев;
✓ читать наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм;
✓ с помощью взрослого инсценировать небольшие произведения.
Исполнители программы: отдел обслуживания и информации Мозырской центральной районной библиотеки им. А. С. Пушкина.
Целевое назначение: программа ориентирована на детей дошкольного возраста с 3 до 6 лет.
Сроки реализации: 2021-2025 гг.
Положительный итог деятельности программы:
Программа знакомит детей с художественной книгой в занимательной и игровой форме, при помощи игрушек, реквизитов в виде поделок к сказке или произведению, с которым знакомятся дошкольники. А также дети сами участвуют в театрализации сказок при помощи игрушечных героев.
Программа способствеует повышению интереса детей к книге с младшего возраста, развитию их речи, развитию активности в общении друг с другом. При встрече с библиотекарем дети испытывают истинную радость и с удовольствием участвуют во всех мероприятиях.